При обслуживании форсунки провести проверку и регулировку в следующем порядке:
- Каждую форсунку отрегулируйте на давление начала впрыскивания:
Модель двигателя
Модель
форсункиДавление
начала впрыскаDiZel-Z-238БЕ2, DiZel-Z-238ДЕ2
с общими головками267.1112010-02
26,5+0,8 Мпа
(270+8 кгс/см2).204.1112010-50.01
26,5+1,2МПА
(270+12 кгс/см2).DiZel-Z-238ДЕ2
с индивидуальными головками51.1112010-01
26,5+1,2 Мпа
(270+12 кгс/см2).DiZel-Z-238БЕ, DiZel-Z-238ДЕ
261.1112010-11
20,6+0,8 Мпа
(210-8 кгс/см2).
Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде типа КИ-3333 (рис. 66), удовлетворяющем ГОСТ 10579-88.
Рис. 66. Регулировка давления начала впрыскивания.
Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-02, 261-11 регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании-понижается.
Давление начала впрыскивания форсунок моделей 204-50.01 и 51-01 регулируется с помощью регулировочных шайб. При увеличении их общей толщины давление повышается, при уменьшении - понижается.
Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления. Для этого создать в форсунке давление топлива на 1...1,5 МПа (10...15 кгс/см2) ниже давления начала впрыскивания. При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распиливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли. Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.
Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту. Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распиливания.
Качество распиливания проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.
Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи. Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.
Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.
Герметичность уплотнения, соединения и наружных поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5+0,5 кгс/см2). Пропуск воздуха в течении 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.
Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5+0,1 МПа (5±1 кгс/см2) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя. Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное топливо не допускается.
При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.
При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.
Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:
Форсунки моделей 267-02, 204-50.01, 261-11:
- отвернуть колпак форсунки;
- отвернуть контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;
- отвернуть гайку пружины на полтора два оборота;
- отвернуть гайку распылителя;
- снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания.
Форсунка модели 51-01:
- отвернуть гайку распылителя;
- снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания
Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее "М40". Распыливающие отверстия прочистить (рис. 67) стальной проволокой диаметром 0,3 мм (для распылителя форсунок моделей 267-02. 204-50.01, 261-11) и диаметром 0,28 мм (для распылителя форсунки модели 51-01). Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.
Рис. 67. Чистка распыливающих отверстий: 1 — распылитель; 2 — стальная проволока; 3 — зажимной патрон.
Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе. Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.
Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке. При загяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.
Момент затяжки гайки распылителя 60...70 Нּм (6...7 кгсּм), штуцера форсунки 80...100 Нּм (8... 0 кгсּм).
После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.
Установка форсунок или распылителей, несоответствующих данному двигателю, категорически запрещается.