Периодически проверять надежность присоединения наконечников в электропроводке стартера, очищать наконечники проводов и клеммы аккумуляторной батареи от налетов окислов и грязи.
Разборку и регулировку стартера можно производить только по истечении гарантийного срока в специализированной мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.
Техническое обслуживание стартера производить в указанном ниже объеме:
- Снять стартер с двигателя.
- Снять крышку коллектора и траверсу.
- Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгоревших мест. В случае загрязнения или незначительного подгара коллектор протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Оставшуюся после этого грязь или подгар зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
- Проверить высоту и состояние щеток. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные по высоте до 14 мм, заменить. Высоту щетки замерять от места касания пружины до притертой рабочей поверхности.
- Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям; при необходимости подтянуть их.
- Проверить состояние контактной системы реле стартера. При подгорании рабочих поверхностей контактных болтов и диска их следует зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, сняв неровности, вызванные подгоранием, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты повернуть вокруг оси на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону, предварительно зачистив эту поверхность шлифовальной мелкозернистой шкуркой.
- Проверить свободную с качкой посадку контактного диска на штоке якоря реле.
- Проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, при необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами.
- Вынув пробки, залить в масленки по 10 капель моторного масла (до полной пропитки войлочных фильцев), после чего пробки поставить на место.
- Очистить привод стартера от грязи, шестерню стартера вдвинуть в корпус привода, залить в корпус привода моторное масло, сделать 5-10 движений шестерни вдоль вала, после чего масло вылить. Указанную операцию повторить 2-3 раза и залить масло в корпус привода.
Разборка и сборка стартера
- Отвернуть гайки крепления на крышке коллектора.
- Отвернуть гайки с выводных болтов и снять шину.
- Отвернуть и вынуть две стяжные шпильки.
- Снять крышку со стороны коллектора.
- Отвернуть винты крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины, вынуть щетки из щеткодержателей.
- Снять траверсу.
- Отвернуть винты крепления кожуха, отсоединить реле от корпуса и снять его вместе с кожухом.
- Снять корпус вместе с катушками возбуждения.
- Отвернуть шесть винтов и снять крышку привода.
- Вынуть якорь из корпуса привода.
- Вынуть привод из корпуса.
- Отвернуть винты крепления оси рычага и вынуть ось из посадочных отверстий корпуса и рычага.
- Вынуть рычаг.
- Отвернуть винты крепления шайбы и снять шайбу.
- Вынуть сальник из корпуса привода.
Сборку стартера проводить в порядке, обратном разборке.
Перед сборкой смазать шлицы и шейки вала якоря, шайбу между железом якоря и корпусом привода, упорную шайбу смазкой Литол-24 (ГОСТ 21150-87). Вынуть фильцы, при необходимости заменить их и перед закладкой пропитать моторным маслом, применяемым для смазки двигателя.
При необходимости заменить при сборке замковые шайбы, уплотнительные кольца, уплотнительные шайбы и прокладки.
Регулировка реле стартера
Плюсовую клемму аккумуляторной батареи соединить с выводным болтом 3 (рис. 78). минусовую клемму - с «массой» стартера. Включатель стартера соединить с клеммой 6 реле стартера. Для контроля замыкания реле подсоединить 24 В лампочку 4.
Поставить прокладку 2 (рис. 79) толщиной 23 мм на вал якоря между шестерней 1 и упорной шайбой 3. Контакты реле при этом должны быть разомкнуты и лампочка не гореть. Снять прокладку и отрегулировать зазор между втулкой привода и упорной шайбой при включенном реле до 1+1,5 мм.
Зазор регулировать при включенном реле путем поворачивания оси рычага с диском 4; при этом выемка «А» на диске должна быть ниже его горизонтальной оси «Б». Контакты реле должны быть замкнуты, и лампочка 4 (рис. 71) гореть.
Рис 78. Схема проверки замыкания контактов реле: 1 — электродвигатель стартера; 2 — клемма подключения перемычки стартера к реле; 3 — выводной болт подключения аккумуляторной батареи к реле; 4 — контрольная лампочка; 5 — выключатель, 6 — клемма подключения провода от выключателя к обмоткам реле.
Рис. 79. Проверка замыкания контактов реле стартера: 1 — шестерня стартера; 2 — прокладка; 3 — упорная шайба; 4 — диск оси рычага.
Установка стартера на двигатель
Установить стартер до упора его фланца в картер маховика так, чтобы направляющий штифт на блоке цилиндров вошел в паз стартера.
Закрепить стартер скобой и затянуть болт крепления скобы моментом 70-90 Нּм (7-9 кгсּм). Для обеспечения установки скобы можно снять соединительную шину.