С мая 2006 года двигатели DiZel-Z могут комплектоваться жидкостно-масляным теплообменником (ЖМТ) трубчатого или пластинчатого типов.
ЖМТ предназначен для поддержания оптимального уровня температуры масла системы смазки двигателя и крепится к блоку цилиндров с левой стороны двигателя.
Конструкция ЖМТ трубчатого типа показана на рис. 15.
Теплообменник состоит из корпуса 1, теплопередающего элемента 2, передней 3 и задней 8 крышек. На входе в трубки теплопередающего злемснта установлена защитная сетка 4.
Рис. 15. Жидкостно-масляный теплообменник: 1 — корпус; 2 — теплопередающий элемент; 3 — крышка передняя; 4 — сетка защитная; 5 — уплотнительные кольца; 6 — прокладка; 7 — пробка сливная; 8 — крышка задняя; 9 — втулка.
Теплопередающий элемент 2 и передняя крышка 3 уплотняются резиновыми кольцами 5. Задняя крышка 8 уплотняется прокладкой 6. В задней крышке 8 устанавливается пробка 7 для слива охлаждающей жидкости из двигателя.
Теплообменник устанавливается на левой стороне блока цилиндров с обеспечением подвода и отвода масла через специальные каналы. При этом уплотнение стыка между ЖМТ и блоком цилиндров осуществляется резиновыми кольцами 5, установленными на втулках 9 (см. разрез А-А).
Подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется через патрубки крышек 3 и 8 теплообменника.