Регулятор частоты вращения 9 (рис. 24) - механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, с устройствами для корректирования подачи топлива и предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель. Кроме этого, регулятор ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в необходимом режиме. Регулятор имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя. Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.
Регулятор закреплен на заднем торце топливного насоса высокого давления.
Устройство регулятора частоты вращения показано на рис. 26.
Рис. 26. Регулятор частоты вращения: 1 — корректор подачи топлива по наддуву; 2 — ось двуплечего рычага; 3 — пружина регулятора; 4 — рычаг двуплечий; 5 — крышка смотрового люка; 6 — винт регулировочный; 7 — рычаг регулятора; 8 — буферная пружина; 9 — корпус буферной пружины, 10 — регулировочный болт; 11 — вал рычага пружины; 12 — серьга регулятора; 13 — корректор; 14 — пружина корректора; 15 — корпус пружины корректора; 16 — комплект шайб; 17 — винт подрегулировки мощности; 18 — рычаг рейки; 19 — кулиса; 20 — пята; 21 — грузы регулятора; 22 — муфта грузов; 23 — ось грузов; 24 — державка грузов: 25 — ведущая шестерня; 26 — сухари; 27 — валик державки грузов; 28 — стакан, 29 — тяга рейки; 30 — рычаг пружины; 31 — пружина рычага рейки.
На конусе кулачкового вала установлена ведущая шестерня 25. Вращение от вала насоса на ведущую шестерню передается через резиновые сухари 26, которые сглаживают неравномерное вращение вала насоса. Ведомая шестерня выполнена как одно целое с валиком 27 державки грузов и установлена на двух шарикоподшипниках в стакан 28.
На валик напрессована державка грузов 24, на осях 23 которой качаются грузы 21. Грузы своими роликами упираются в торец муфты 22, которая через упорный подшипник и пяту 20 передает усилие рычагу регулятора 7, подвешенному вместе с двуплечим рычагом 4 на общей оси 2.
Муфта с упорной пятой в сборе одним концом опирается на направляющую поверхность державки, а за второй конец повешена на серьге 12, закрепленной на рычаге регулятора. Пята регулятора связана общей осью с рычагом 18 рейки и через тягу 29 - с рейкой топливного насоса.
К верхней части рычага рейки присоединена пружина 31 рычага рейки, а в нижнюю часть запрессован палец, который входит в паз кулисы 19.
Вал 11 жестко связан с рычагом управления 11 (см. рис. 24) и рычагом 30 пружины. За рычаг зацеплена пружина 3 регулятора, усилие которой передается с двуплечего рычага на рычаг регулятора через регулировочный винт 6.
На рычаге регулятора имеется регулировочный болт 10, который упирается в вал рычага пружины.
В нижней части рычага регулятора находится положительный кррректор (поз. 13-16), предназначенный для повышения тяговых качеств двигателя и снижения дымности отработавших газов. Положительный корректор состоит из корректора 13, пружины 14, корпуса пружины корректора 15 и комплекта шайб 16.
Подача топлива полностью выключается механизмом останова, состоящим из кулисы 19, скобы останова 15 (рис. 24) и возвратной пружины, расположенной за скобой останова под крышкой.
Кулиса со скобой останова соединяется пружиной, расположенной внутри кулисы и предохраняющей механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива. Во время работы двигателя кулиса прижата усилием возвратной пружины к регулировочному винту 17 (рис. 26).
Сзади регулятор частоты вращения закрыт крышкой 5 смотрового люка с буферным устройством, которое обеспечивает устойчивую работу двигателя на режиме минимального холостого хода. Буферное устройство состоит из пружины 8, корпуса 9 и контргайки.
Регулятор частоты вращения оснащен корректором подачи топлива по наддуву для снижения теплонапряженности и дымности отработавших газов дизеля на малых частотах вращения и переходных режимах.
Корректор подачи топлива по наддуву обеспечивает оптимальную величину подачи топлива в зависимости от давления воздуха, подаваемого турбокомпрессором в цилиндры двигателя. Кроме того, корректор защищает двигатель в аварийных ситуациях, возникающих при отказах системы турбонаддува. Принцип действия корректора по наддуву заключается в том, что при снижении давления наддувного воздуха, он воздействует на рейку топливного насоса, изменяя подачу топлива.
Корректор подачи топлива по наддуву 12 (рис. 24) закреплен сверху на корпусе регулятора топливного насоса.
Принцип действия и работа корректора по наддуву аналогичны как на топливном насосе высокого давления модели 173.
Устройство корректора по наддуву показано на рис. 23.
Основные регулировки, предусмотренные конструкцией регулятора частоты вращения
- Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом ограничения минимальной частоты вращения 13 (рис. 24) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 26).
- Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом ограничения максимальной частоты вращения 10 (рис. 24).
- Номинальная мощность (подача) регулируется регулировочным болтом 10 (рис. 26), подрегулировка мощности производится винтом подрегулировки мощности 17.
- Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом регулировочным 6 (рис. 26).
- Мощность (подача) при максимальном крутящем моменте регулируется корректором 13 (рис. 26).