Порядок снятия и разборки водяного насоса
- Ослабив крепление натяжного устройства ремня водяного насоса снять ремень со шкива водяного насоса.
- Слить с двигателя и радиатора охлаждающую жидкость.
- Снять подводящий патрубок с водяного насоса.
- Отвернув крепление снять с двигателя водяной насос аккуратно не повредив прокладку.
- Отвернуть гайки 14 (рис. 96) патрубка 8.
- Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из корпуса 1 насоса.
- Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения с валом 5.
- Вывернуть заглушку 7 из резьбового отверстия крыльчатки 2.
- Завернуть в резьбовое отверстие (М22х1,5) крыльчатки 2 гайку 17 съемника (рис. 97, 98) и, вворачивая болт 18, спрессовать крыльчатку 2 с вала 5.
- Отогнуть «усы» Д корпуса 19 торцового уплотнени (рис. 97) и извлечь манжету 20, втулку 21 и манжету 22 с пружиной и каркасами в сборе.
- Используя съемник, спрессовать шкив 10.
- Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9.
- Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и подшипниками 13 (см. рис. 96).
- Если латунный корпус 23 торцового уплотнения не имееп повреждений, его из корпуса 1 можно не извлекать и на этом разборку насоса можно считать законченной (см. рис. 97).
Рис. 96. Водяной насос: 1 — корпус; 2 — крыльчатка; 3 — торцовое уплотнение; 4 — втулка; 5 — вал; 6 — водосбрасыватель; 7 — заглушка; 8 — подводящий патрубок; 9 — стопорное кольцо; 10 — шкив; 11, 12 — уплотнительные кольца; 13 — подшипники; 14, 15 — гайки крепления и пружинные шайбы.
Рис. 97. Разборка водяного насоса: 2 — крыльчатка; 9 — стопорное кольцо; 10 — шкив; 17 — гайка съемника; 18 — болт съемника; 19 — корпус торцового уплотнения; 20 — манжета втулки; 21 — втулка уплотнения; 22 — манжета с пружиной в сборе; 23 — латунный корпус втулки уплотнения.
Рис. 98. Съемник.
Порядок сборки водяного насоса
- Промыть все детали насоса и просушить сжатым воздухом.
- Напрессовать на вал 5 (рис. 96) подшипники 13 и водосбрасыватель 6. При этом необходимо: предварительно смазать вал 5 дизельным маслом; устанавливать подшипники 13 так, чтобы уплотнительные шайбы стояли с внешней стороны; усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу подшипника.
- Заполнить всю полость между подшипниками смазкой Литол-24 (60...70 г).
- Запрессовать вал в сборе с подшипниками и водосбрасывателем в корпус 1 до упора. При этом необходимо: предварительно смазать расточку корпуса 1 под подшипники чистым моторным маслом; усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу подшипника.
- Установить в канавку корпуса 1 стопорное пружинное кольцо 9.
- Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора, При этом необходимо: предварительно смазать вал чистым моторным маслом; обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала.
- Установить в латунный корпус 19 (рис. 97) детали торцового уплотнения; резиновую манжету 22 в сборе с пружиной каркасами пружины; армированную манжету 20 и уплонительную втулку 21.
- Установить в крыльчатку 2 резиновую манжету 23 и уплотнительную втулку 21. При этом необходимо: предварительно надеть манжету 23 на уплотнительную втулку 21; нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2 и на наружную поверхность резиновой манжеты 23; взять двумя руками манжету в сборе с втулкой и, прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки, вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора, не допуская перекосов.
- Напрессовать крыльчатку 2 в сборе с манжетой и уплотнительной втулкой на вал 5 (рис. 96). При этом необходимо: предварительно смазать вал 5 чистым моторным маслом; обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала; установить крыльчатку на валу в размер 10-0,15 мм (рис. 96) между торцом вала и торцом ступицы крыльчатки. Для этого необходимо при запрессовке установить на торец вала диск диаметром не более 13 мм и высотой 10-0,15 мм.
- Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения.
- Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку 7 до упора;
- Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12.
- Установить в канавку патрубка 3 резиновое кольцо 11, не допуская его перекручивания.
- Запрессовать патрубок 3 в расточку корпуса 1 до упора. При этом необходимо: предварительно смазать расточку в корпусе 1 и кольцо 11 тонким слоем смазки Литол-24; шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в крепежные отверстия патрубка 8.
- Закрепить патрубок 3 гайками 14 с пружинными шайбами 15.
- Проверить качество сборки вращая вал 5 за шкив 10. Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.