Подготовка к пуску нового силового агрегата, а также, после длительной стоянки, ТО и ремонта
Правила настоящего раздела подготовки к пуску распространяются на первичный пуск силового агрегата DiZel-Z в следующих случаях:
- Нового силового агрегата.
- Силового агрегата, не работавшего длительное время (5 суток и более).
- Силового агрегата, прошедшего очередное техническое обслуживание.
- После смены масла и/или масляного фильтрующего элемента.
- Ремонта двигателя, а особенно после замены или ремонта турбокомпрессора и других сборочных единиц и деталей, смазываемых под давлением.
- Капитально отремонтированного силового агрегата.
Первичный пуск следует производить по возможности в теплом помещении. Силовой агрегат к пуску следует готовить в указанной ниже последовательности:
- Удалить консервирующую смазку и очистить от пыли и грязи.
- Произвести тщательный наружный осмотр силового агрегата и установленных на нем агрегатов. Убедиться в отсутствии посторонних предметов.
- Если при длительной стоянке производился ремонт или осмотр с разборкой отдельных узлов и агрегатов, необходимо дополнительно тщательно осмотреть и проверить ремонтировавшиеся или разбиравшиеся агрегаты и узлы, проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры в приводе клапанов.
- Проверить состояние подвески двигателя и коробки передач, а также соединения в системах смазки, охлаждения и питания.
- Проверить соединения и надежность крепления топливопроводов.
- Проверить надежность соединения и легкость, хода деталей механизма управления подачей топлива.
- Очистить от пыли и грязи маслозаливную горловину двигателя, открыть крышку и залить в поддон двигателя, до метки "В" указателя уровня масла, чистое масло рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха. После заливки масла горловину плотно закрыть крышкой.
- Очистить от пыли и грязи заливную горловину топливного бака, открыть крышку заливной горловины, убедиться в чистоте топливного бака, залить в бак чистое топливо рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха, после чего плотно закрыть заливную горловину крышкой.
- Заполнить топливом систему питания двигателя с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.
- Залить в систему охлаждения охлаждающую жидкость рекомендуемой марки.
- Очистить от пыли и грязи маслозаливную и контрольную пробку коробки передач, отвернуть их и залить в картер, до контрольного отверстия уровня масла, чистое масло рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха. После заливки масла пробки плотно завернуть.
- Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения. При необходимости подтянуть соединения.
- Установив рычаг регулятора в положение "Г" (рис. 50) выключенной подачи топлива, в течение 10-15 секунд провертывать стартером коленчатый вал двигателя и по показаниям манометра определить наличие давления масла в центральном масляном канале. Включатель привода вентилятора должен находится в положении «А» - автоматическое. При наличии давления можно пускать двигатель.
Рис. 50. Регулятор частоты вращения: 1 — болт ограничения максимальной частоты вращения; 2 — регулятор; 3 — рычаг управления регулятором корпус буферной пружины; 4 — болт ограничения минимальной частоты вращения; 5 — рычаг останова. А — положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б — положение рычага при максимальной частоте вращения; В — положение рычага при работе; Г — положение рычага при выключенной подаче.
Подготовка к пуску при ежедневной эксплуатации
- Убедиться в наличии достаточного количества топлива в баке.
- Проверить уровень масла в поддоне двигателя, при необходимости залить чистое масло до верхней метки указателя уровня масла.
- Проверить наличие охлаждающей жидкости и её уровень в системе охлаждения.
- Проверить надежность соединения и легкость хода деталей механизма управления подачей топлива.
- Заполнить топливом систему питания двигателя с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.
- Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения.
- Проверить натяжение ремней привода генератора.
- Для пуска холодного двигателя при температурах воздуха ниже минус 10°С следует использовать электрофакельное устройство. С помощью электрофакельного устройства без подогрева двигатели можно пускать до температуры окружающего воздуха минус 20°С. При более низких температурах следует предварительно прогреть двигатель с помощью дополнительного пускового подогревательного устройства.
Пуск двигателя
Рычаг 5 (рис. 50) останова регулятора установить в положение "В" включенной подачи топлива, а рычаг 3 управления регулятором - в положение "А", соответствующее минимальной частоте вращения.
При пуске двигателя зимой рычаг управления регулятором рекомендуется установить в среднее положение.
Для пуска двигателя включить стартер; как только двигатель начнет устойчиво работать, стартер выключить. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 10 секунд при положительной температуре и 20 секунд при отрицательной температуре. Более длительная непрерывная работа стартера приведет к перегреву его электродвигателя и выходу стартера из строя. Если через указанное время двигатель не начнет устойчиво работать, то выключить стартер и, спустя 1-2 минуты, повторить пуск.
Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти и устранить неисправность.
При неудачном пуске в зимнее время повернуть рычаг останова в положение выключенной подачи, затем в рабочее положение, после чего повторить пуск.
После пуска двигатель должен работать на оборотах холостого хода, не превышающих 1000 об/мин, но не более 5 минут.
Запрещается пуск двигателя от постороннего источника электроэнергии с характеристиками, превышающими 24 В, 500 А, или суммарной емкостью аккумуляторных батарей свыше 270 АּЧ. Включение стартера при работающем двигателе недопустимо.
После пуска прогрев двигателя до рабочих температур производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах.
Полная нагрузка непрогретого до рабочей температуры двигателя не допускается.
В случае необходимости минимальная частота вращения холостого хода может быть подрегулирована в соответствие с рекомендациями раздела «Установка ТНВД на двигатель».
Пуск двигателя с помощью электрофакельного устройства (ЭФУ)
Внимание! При пуске двигателя с применением ЭФУ категорически запрещается пользоваться посторонними источниками повышенной мощности. Факельные штифтовые свечи рассчитаны на рабочее напряжение порядка 19 В. При повышении напяжения на свечах свыше 21 В свечи быстро выходят из строя.
Подготовить двигатель к пуску как указано выше. Рычаг 5 (рис. 50) останова регулятора установить в положение "В" включенной подачи топлива, а рычаг 3 управления регулятором повернуть в среднее положение.
Включить выключатель массы аккумуляторных батарей и установить поворотом
ключа ходовой переключатель в первое фиксированное положение.
Нажать кнопку
включения электрофакельного устройства (ЭФУ) и удерживать ее в течение всего
времени работы устройства. В период нагрева свечей амперметр в кабине водителя
должен показывать разрядный ток около 23 А.
После загорания контрольной лампочки (ориентировочно через 60-110 секунд
после нажатия кнопки включения ЭФУ) включить стартер.
После пуска двигателя
до достижения устойчивой частоты вращения допускается работа электрофакельного
устройства, но продолжительностью не более 1 мин, затем кнопку отпустить. Если
двигатель не запустился, повторный пуск произвести в той же последовательности.
Очередной прогрев свечи рекомендуется начинать через 20-25 секунд после
окончания предыдущего запуска двигателя.
После установки ЭФУ на двигатель или после длительного перерыва в работе прокачать топливную систему, для чего при работающем двигателе нажать кнопку включателя ЭФУ и удерживать ее около 30 секунд после загорания контрольной лампочки.
Вышедшие из строя свечи ремонту не подлежат.