Привод вентилятора с электромагнитным клапаном КЭМ 32-23 входит в комплектованию двигателей DiZel-Z, соответствующих требованиям Евро-1 и Евро-2 с 2004 года.
Включатель электромагнитный
Особенности работы электромагнитного включателя (рис. 8-11) заключаются в том, что от термореле, расположенного на правом водяном коллекторе, поступает электрический сигнал к электромагнитному клапану, который устанавливается непосредственно на корпусе привода вентилятора и управляет поступлением масла в муфту привода. Соединение клапана с корпусом уплотняется паронитовой прокладкой.
Рис. 8.Расположение деталей привода вентилятора с электромагнитным клапаном на двигателе: 1 — вентилятор; 2 — муфта привода; 3 — электромагнитный клапан КЭМ 32-23; 4 — трубка подвода масла; 5 — термореле.
Рис. 9.Клапан электромагнитный КЭМ 32-23.
Рис. 10.Термореле.
Рис. 11.Схема включения муфты вентилятора электрическая, принципиальная.
Конструкция электромагнитного клапана (рис. 9) обеспечивает необходимое давление масла при включении вентилятора, а также предусматривает регламентируемую подачу масла в выключенном состоянии через специальный самоочищающийся жиклер для обеспечения смазки подшипников привода. При отсутствии напряжения на контактах штекерной колодки электромагнитный клапан находится в закрытом положении. При подаче напряжения 24 В клапан открывается.
Управление работой электромагнитного клапана осуществляется трёхпозиционным переключателем, расположенным в кабине водителя.
При включении вентилятора на пульте водителя загорается контрольная лампа (см. схему рис. 11).
Схема включения муфты вентилятора электрическая, принципиальная (рис. 11) включает следующие элементы:
Обозначение элемента |
Наименование |
Кол-во |
ВК |
Термореле 661.3710-01 |
1 |
Y |
Электромагнитный клапан КЭМ 32-23* |
1 |
HL |
Контрольная лампа |
1 |
SA |
Переключатель 51.3709** |
1 |
VD1, VD2 |
Диод Д247А** |
2 |
К |
Реле 11.3747** |
1 |
* - Привод вентилятора комплектуется электромагнитным клапаном КЭМ 32-23
при напряжении бортовой сети 24 В.
** - Схема электрическая принципиальная,
поэтому она может видоизменяться, в том числе могут быть применены другие
комплектующие, которые выбираются предприятиями потребителями силовых
агрегатов.
Функции элементов схемы электрической принципиальной:
- Переключатель SA находится в кабине.
- Переключатель SA имеет три положения:
«Выключено» - вентилятор выключен независимо от температуры двигателя.
«Включено» - вентилятор включен независимо от температуры двигателя.
«Автомат» - вентилятор включается от термореле в зависимости от температуры двигателя.
HL - лампа контрольная, включается при работе вентилятора.
При выходе из строя электрической части системы управления вентилятором (обрывы обмотки электромагнита, проводов и т.п.) конструкцией электромагнитного клапана КЭМ 32-23 предусмотрено принудительное включение вентилятора с помощью механического дублера. Открытие клапана производится закручиванием винта дублера до упора.
При изменении режимов работы вентилятора трехпозиционным переключателем, расположенным в кабине водителя, винт механического дублера должен быть вывернут до упора.
Внимание! При работе вентилятора в автоматическом режиме (вентилятор включается от электрического сигнала термореле в зависимости от температурного режима) винт ручного дублера должен быть вывернут до упора.
Электромагнитный клапан КЭМ 32-23
С сентября 2006 года ОАО «DiZel-Z» комплектует двигатели DiZel-Z, соответствующие требованиям экологических нормативов Евро-1 и Евро-2, приводами вентилятора, оборудованными электромагнитным клапаном КЭМ 32-23М, который конструктивно выполнен аналогично клапану КЭМ 32-23, однако с целью повышения эффективности его работы по исключению засорения в корпусе клапана размещен постоянный магнит для улавливания металлических частиц.
В процессе эксплуатации техническое обслуживание электромагнитного клапана не требуется, при необходимости допускается очистка магнита от металлических частиц.