Система охлаждения двигателя (рис. 36) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя:
- водяной насос
- жидкостно-масляный теплообменник пластинчатый
- жидкостно-масляный теплообменник трубчатый
- вентилятор
- термостаты.
Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа "воздух-воздух" и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров - через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал. Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.
Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям - выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.
При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9. Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80°С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор. Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.
Рис. 36. Схема системы охлаждения: 1 — водяной насос; 2 — полость блока охлаждения гильз; 3 — водяная полость в головке блока; 4 — продольный водяной канал; 5 — турбокомпрессор; 6 — правая водяная труба; 7 — труба соединительная; 8 — патрубок впускной; 9 — термостат; 10 — тройник с соединительными трубками; 11 — трубка перепускная; 12 — заглушка; 13 — впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника; 14 — вентилятор; 15 — поперечный водяной канал; А — подвод охлаждающей жидкости от водяного радиатора; Б — к отопителю кабины; В — выпуск воздуха; Г — подача наддувочного воздуха к охладителю типа "воздух-воздух"; Д, Ж — к радиатору; Е — от охладителя наддувочного воздуха типа "воздух-воздух" в цилиндры.
Водяной насос с торцовым уплотнением Касо
С августа 2006 года двигатели DiZel-Z комплектуются водяными насосами с торцовым уплотнением фирмы «КАСО» (Германия), конструкция которого приведена на рисунке 16. Взаимозаменяемость нового водяного насоса с насосами, на которых устанавливалось торцовое уплотнение прежней конструкции, сохранена.