Коробка передач DiZel-Z-239 производства ОАО «DiZel-Z» (базовая модель, рис. 109) - механическая, девятиступенчатая, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
- Эксплуатация коробки передач DiZel-Z-239
- Техническое обслуживание коробки передач DiZel-Z-239
- Порядок установки валов в картер коробки передач и регулировка конических подшипников
- Сборка коробки передач DiZel-Z 239
- Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения
Рис. 109. Продольный разрез коробки передач: 1 — вал вторичный; 2 — воздухораспределитель; 3 — сухари механизма подачи воздуха в пневмоцилиндр; 4 — муфта включения 1-ой передачи и заднего хода; 5 — проставка; 6 — болт регулировочный; 7 — шестерня коронная; 8 — сателлит; 9 — пневмоцилиндр включения передач демультипликатора; 10 — датчик скорости; 11 — крышка заднего подшипника выходного вала; 12 — фланец крепления карданного вала; 13 — вал выходной с синхронизатором; 14 — червяк привода спидометра; 15 — шестерня солнечная; 16 — муфта зубчатая высшего диапазона; 17 — картер демультипликатора; 18 — вал отбора мощности; 19 — муфта соединительная солнечной шестерни; 20 — синхронизатор; 21 — заборник масляного насоса; 22 — вал промежуточный; 23 — картер коробки передач; 24 — масляный насос; 25 — крышка подшипника; 26 — вал первичный; 27 — подшипник передний; 28 — прокладки регулировочные; 29 — подшипник задний первичного вала; 30 — крышка верхняя с вилками и штоками переключения передач; 31 — крышка-заглушка (устанавливается при поставке коробки передач без наконечника с опорой рычага переключения передач).
Предупреждение
- Исправная работа коробки передач и срок её службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому нужно внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством.
- Применение смазочных материалов, не рекомендованных настоящим руководством, не разрешается.
- Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
- Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускать включения низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 45 км/час.
- Во избежание поломки коробки передач при движении автомобиля, категорически запрещается включать первую передачу при включенном высшем диапазоне демультипликатора.
Основные отличия модификаций и комплектаций КП от базовой модели
Модель КП |
Основные отличия от базовой модели КП |
DiZel-Z-239-02 |
Укомплектована деталями под установку безконтактного датчика спидометра |
DiZel-Z-239-03 |
Укомплектована непосредственным рычагом переключения передач взамен механизма под дистанционный привод |
DiZel-Z-239-04 |
Укомплектована механизмом под дистанционный привод с увеличенным вылетом валика механизма |
DiZel-Z-2391 |
Имеет измененные передаточные числа 5 и 9 передач, укомплектована шестерней для отбора мощности от правого бокового люка картера основной коробки |
DiZel-Z-2391-02 |
Укомплектована механизмом под дистанционный привод с увеличенным вылетом валика механизма |
DiZel-Z-2391-10 |
Имеет передаточные числа и отбор мощности как у КП DiZel-Z-2391 и рычаг переключения передач как у КП DiZel-Z-239-03 |
DiZel-Z-2393-01 |
Не имеет узла привода спидометра |
DiZel-Z-2393-03 |
Не имеет узла привода спидометра, демультипликатор укомплектован специальным фланцем крепления карданного вала (без торцовых шлиц) |
Передаточные числа коробок передач
Передача |
Передача в |
Диапазон в |
Передаточные числа |
|
239; -02; -03, -04, 2393-01, 2393-03 |
2391; -02; 2391-10 |
|||
1 |
1 |
Низший |
12,24 |
12,24 |
2 |
2 |
Низший |
6,88 |
6,88 |
3 |
3 |
Низший |
4,86 |
4,86 |
4 |
4 |
Низший |
3,5 |
3,5 |
5 |
5 |
Низший |
2,74 |
2,46 |
6 |
2 |
Высший |
1,97 |
1,97 |
7 |
3 |
Высший |
1,39 |
1,39 |
8 |
4 |
Высший |
1,0 |
1,0 |
9 |
5 |
Высший |
0,78 |
0,7 |
Задний ход |
Задний ход |
Низший |
10,04 |
10,04 |
Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 1000 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 - 45 км/час.
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 9,5...11,5 литров в зависимости от угла наклона продольной оси силового агрегата (коробки передач) на конкретном транспортном средстве.
Маслозаливное отверстие расположено на правой стороне проставки, установленной между картерами основной коробки и демультипликатора. Уэовень масла определяется нижней кромкой этого отверстия.