Коробка передач DiZel-Z-238ВМ (рис. 103) - механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.
Рис. 103. Коробка передач DiZel-Z-238ВМ: 1 — картер сцепления; 2 — прокладки регулировочные первичного вала; 3 — сапун картера; 4 — вал вторичный; 5 — сапун воздухораспределителя; 6 — воздухораспределитель; 7 — кольцо центрирующее; 8 — муфта включения низшего диапазона; 9 — болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 — включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 — прокладки регулировочные вторичного вала; 12 — сателлиты; 13 — вилка переключения демультипликатора; 14 — цилиндр переключения демультипликатора; 15 — муфта включения высшего диапазона; 16 — датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 — регулировочные прокладки выходного вала; 18 — болт крепления в фланца выходного вала, 19 — вал выходной; 20 — кольцо упорное солнечной шестерни; 21 — картер демультипликатора; 22 — коронная шестерня; 23 — солнечная шестерня; 24 — проставка; 25 — крышка заборника насоса с сеткой; 26 — пробка сливная с магнитом; 27 — шестерня отбора мощности; 28 — картер основной коробки; 29 — вал промежуточный; 30 — насос масляный; 31 — вал первичный.
Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 - 30 км/час. Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости на 3,5.
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора.
Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного может также использоваться контрольное отверстие.
- Эксплуатация коробки передач 238ВМ
- Техническое обслуживание коробки передач 238ВМ
- Сборка коробки передач
- Возможные неисправности коробки передач
Предупреждение
- Исправная работа коробки передач и срок ее службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством.
- Применение смазочных материалов, не указанных в настоящем руководстве, не разрешается.
- Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
- Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускается включение низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 35 км/час.
- Необходимо соблюдать правила буксировки автомобиля.
Передаточные числа коробки передач
Передача |
Передача в основной коробке |
Диапазон в демультипликаторе |
Передаточное число |
1 |
1 |
Низший |
7,30 |
2 |
2 |
Низший |
4,86 |
3 |
3 |
Низший |
3,50 |
4 |
4 |
Низший |
2,48 |
5 |
1 |
Высший |
2,09 |
6 |
2 |
Высший |
1,39 |
7 |
3 |
Высший |
1,00 |
8 |
4 |
Высший |
0,71 |
Задний ход |
Задний ход |
Низший |
10,46 |
Основные модели коробки передач
Модель коробки |
Предприятие |
Предприятие |
DiZel-Z-238ВМ |
ОАО "ТМЗ" |
РУП «МАЗ» |
DiZel-Z-238ВК |
ХК «АвтоКрАЗ» |
|
DiZel-Z-238ВУ |
ОАО «АЗ«Урал» |
|
DiZel-Z-238ВЛ |
АМО «ЗИЛ» |
Конструктивные особенности коробок передач семейства DiZel-Z-238ВМ
Коробки передач производства ОАО "ТМЗ" (обозначаются буквой "В" в маркировке) комплектуются картером демультипликатора из алюминиевого сплава, опорой штока (между цилиндром и картером демультипликатора) механизма переключения демультипликатора с измененным расположением включателя сигнальной лампы демультипликатора.
Модель коробки |
Основные конструктивные особенности коробки передач |
DiZel-Z-238ВМ4 |
Под двухдисковое сцепление, без рычага переключения передач, с заглушкой на верхней крышке, фланец карданного вала обычный с 16-ю отверстиями, крышка выходного вала с фланцем под привод спидометра. |
DiZel-Z-238ВМ5 |
КП 238ВМ4 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
DiZel-Z-238ВМ7 |
Отличается от КП 238ВМ5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO |
DiZel-Z-238ВК4 |
Отличается от КП 238ВМ4 наличием короткого рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки на верхней крышке. |
DiZel-Z-238ВК5 |
КП 238ВК4 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
DiZel-Z-238ВК7 |
Отличается от КП 238ВК5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
DiZel-Z-238ВЛ |
Отличается от КП 238ВК4 электромагнитным клапаном, работающим на напряжении 12В, у КП 238ВК4 (BМ4, ВК5, ВМ5 и др.) - 24В, (соответствующая маркировка на самом клапане: 12В или 24В). |
DiZel-Z-238ВЛ1 |
КП 238ВЛ под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты, фланец карданного вала обычный с 8-ю отверстиями 010 мм. |
DiZel-Z-238ВУ |
Отличается от КП 238ВК4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления деталей привода спидометра. |
DiZel-Z-238ВУ1 |
КП 238ВУ под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
DiZel-Z-238ВУ2 |
Отличается от KП 238ВУ отсутствием короткого рычага переключения передач и наличием заглушки на верхней крышке. |
DiZel-Z-238ВУЗ |
КП 238ВУ2 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
DiZel-Z-238ВУ4 |
Коробка передач 238ВУ2 в герметичном исполнении. |
DiZel-Z-238ВУ5 |
Коробка передач 238ВУЗ с герметичным картером сцепления. |
DiZel-Z-238ВУ6 |
Отличается от КП 238ВУ5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами но ISO. |
DiZel-Z-238ВУ7 |
Отличается oт КП 238ВУЗ фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
DiZel-Z-238ВУ9 |
Отличается от КП 238ВУ1 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |