Силовые агрегаты DiZel-Z рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60°С до плюс 50°С, относительной влажности до 98% при температуре 25°С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.
Рис. 1. Силовой агрегат DiZel-Z-238ДЕ.
Рис. 2. Скоростная
характеристика двигателей: а) DiZel-Z-238БЕ; б) DiZel-Z-238БЕ2 где: Nб — номинальная
мощность брутто; Мк.б. - крутящий момент брутто; ge — удельный расход топлива; n
— частота вращения коленчатого вала.
Рис. 3. Скоростная
характеристика двигателей: а) DiZel-Z-238ДЕ; б) DiZel-Z-238ДЕ2 где: Nб — номинальная
мощность брутто; Мк.б. - крутящий момент брутто; ge — удельный расход топлива; n
— частота вращения коленчатого вала.
Рис. 4. Габаритные
размеры (мм) силовых агрегатов DiZel-Z-238БЕ2, DiZel-Z-238БЕ, DiZel-Z-238ДЕ2,
DiZel-Z-238ДЕ.
Технические характеристики силовых агрегатов DiZel-Z
Основные параметры и характеристики |
Модели силовых агрегатов | |||
DiZel-Z-238БЕ |
DiZel-Z-238БЕ2 |
DiZel-Z-238ДЕ |
DiZel-Z-238ДЕ2 | |
Тип двигателя |
Четарехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом | |||
Число цилиндров |
8 | |||
Расположение цилиндров |
V-образное, угол развала 90º | |||
Порядок работы цилиндров |
1-5-4-2-6-3-7-8 | |||
Схема нумерации цилиндров |
||||
Направление вращения коленчатого вала |
Правое | |||
Диаметр цилиндра, мм |
130 | |||
Ход поршня, мм |
140 | |||
Рабочий объем, л |
14,86 | |||
Степень сжатия |
16,5 | |||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) |
220 (300) |
243 (330) | ||
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 |
2000+50-20 |
2100+50-20 | ||
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсּм) |
1180(120) |
1274(130) |
1225 (125) |
1274(130) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 |
1200-1400 |
1100-1300 |
1200-1400 |
1100-1300 |
Частота вращения холостого хода, мин: |
2175 |
2340 |
2275 |
2340 |
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВтּч (г/л.с.ּч): |
||||
минимальный |
206,7(152) |
195(143) |
206,7 (152) |
195 (143) |
при номинальной мощности |
227 (167) |
223 (164) |
227 (167) |
230 (169) |
Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более |
0,5 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
Скоростная характеристика |
См. рис. 2-3 | |||
Способ смесеобразования |
Непосредственно впрыск | |||
Камера сгорания |
Неразделенного типа в поршне | |||
Распределительный вал |
Один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом | |||
Фазы газораспределения: |
||||
Впускные клапаны |
20 |
21,5 |
20 |
21,5 |
Закрытие, град, после НМТ |
40 |
31,5 |
40 |
31,5 |
Выпускные клапаны |
66 |
63 |
66 |
63 |
закрытие, град, после ВМТ |
20 |
29,5 |
20 |
29,5 |
Число клапанов на цилиндр |
Один впускной и один выпускной | |||
Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм |
0,25-0,30 | |||
Система смазки |
Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике: под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. | |||
Масляный насос |
Шестеренчатого типа, односекционный | |||
Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см2): |
|
|
|
|
При номинальной частоте вращения |
400 - 70 80 (4-7) | |||
При минимальной частоте вращения, не менее |
80 (0,8) | |||
Масляные фильтры |
Два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки | |||
Система охлаждения масла |
С жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева | |||
Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2): |
|
|
|
|
редукционный клапан масляного насоса |
700-800 (7,0-8,0) | |||
дифференциальный клапан |
490-520 (4,9-5,2) | |||
перепускной клапан масляного фильтра |
200-250 (2,0-2,5) | |||
Система питания топливом |
Разделенного типа | |||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом |
Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа: - диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм — DiZel-Z-238БЕ,
DiZel-Z-238ДЕ; | |||
Модель ТНВД |
807.1111005-50 |
806.1111005-50 |
173.1111005-30 | |
Порядок работы секций топливного насоса |
1-3-6-2-4-5-7-8 | |||
Регулятор частоты вращения |
Центробежный, всережимный | |||
Топливоподкачивающий насос |
Поршневой с насосом ручной прокачки топлива | |||
Закрытого типа с многодырчатыми распылителями: - 261.1112010-11 на двигателях
DiZel-Z-238БЕ, DiZel-Z-23 8ДЕ; | ||||
Давление начала впрыскивания форсунки, Мпа (кгс/см2) |
20,6+0,8(210+8)-261.1112010-11 | |||
Установочный угол опережения впрыскивания топлива |
Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет: 13°±1 - на двигателях DiZel-Z-238БЕ, DiZel-Z-238ДЕ; | |||
Топливные фильтры: |
||||
грубой очистки |
Со сменным элементом (DiZel-Z-23 8БЕ, ДЕ), отстойник (DiZel-Z-23 8БЕ2, ДЕ2). | |||
тонкой очистки |
Со сменным фильтрующим элементом. | |||
Система наддува |
Газотурбинный, с одним турбокомпрессором, с радиальной
центростремительной | |||
Турбокомпрессор (ТКР) |
Модель 122 или ТКР 100* | |||
Давление наддува (избыточное) на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см2) |
95 (0,95) |
110 (1,10) | ||
Система охлаждения |
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя. | |||
Центробежного типа, с ременным приводом | ||||
Вентилятор |
Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора | |||
Жидкостно-масляный теплообменник |
Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости | |||
*-турбокомпрессор по конструкции аналогичен ТКР модели 122 | ||||
Термостаты |
С твердым наполнением температура открытия 80°С. | |||
Электрооборудование |
Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В. | |||
Генератор |
Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с
номинальным напряжением 28В. | |||
Пусковое устройство |
Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства Допускается применение стартера СТ-142Д. Для
облегчения пуска | |||
Заправочные емкости, л: |
32 | |||
система охлаждения (без объема водян. радиатора) |
22 | |||
муфта опережен, впрыска |
0,14 |
- |
0,14 |
- |
коробка передач |
||||
Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг: |
||||
С индивидуальными головками цилиндров: |
||||
без сцепления и коробки передач |
1250 | |||
со сцеплением |
1295 | |||
со сцеплением и коробкой передач |
1685 | |||
С общими головками цилиндров: |
||||
без сцепления и коробки передач |
1180 |
1215 |
1180 |
1215 |
со сцеплением |
1225 |
1260 |
1225 |
1260 |
со сцеплением и коробкой передач |
1580 |
1615 |
1580 |
1615 |
Габаритные размеры, мм |
См. рис. 4. |