Демонтаж и монтаж головки цилиндров
Головку цилиндров снимать только для устранения неисправностей деталей цилиндро-поршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов или для замены самой головки.
Снятие головки цилиндров производится в следующем порядке:
- Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
- Отсоединить от головки все трубопроводы, защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи.
- Снять крышку головки цилиндров.
- Отвернуть гайки скоб крепления форсунок (рис. 81), снять форсунки (рис. 82), предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий.
- Отвернуть гайки крепления осей коромысел, снять оси коромысел в сборе с коромыслами и извлечь штанги.
- Отвернуть гайки крепления головки цилиндров (рис. 83), соблюдая
последовательность, обратную затяжке (рис.
54) не менее чем за три приема:
I прием - до 147... 118 Нּм (15..,12 кгсּм)
II прием - до 49...39 Нּм (5..4 кгсּм)
III прием - вывернуть гайки. - Снять головку цилиндров с двигателя и осмотреть ее состояние.
- Если необходимо, осторожно снять прокладку головки цилиндров.
- Проверить состояние гильз цилиндров и закрыть цилиндровые отверстия, чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.
Рис. 81. Отвертывание
гайки.
Рис. 82. Снятие
форсунки скобы крепления форсунки.
Рис. 83. Отвертывание
гаек крепления головки цилиндров.
Установку головки цилиндров на двигатель производить в обратном порядке. Перед установкой протереть чистой ветошью привалочные плоскости блока цилиндров, бурта гильзы цилиндров и головки цилиндров. Повторное использование металлической прокладки головки цилиндров допускается с той же головкой цилиндров только при неизменном положении гильз в блоке цилиндров и при отсутствии следов прорыва газов в зоне газового стыка. Повторное использование резиновой прокладки и уплотнителей возможно только при отсутствии трещин, повреждений, затвердевания. Обратить внимание на правильность установки резиновой прокладки и уплотнителей. Резьба должна быть смазана чистым моторным маслом.
Гайки крепления головок цилиндров затягивать на холодном двигателе в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 54 не менее чем за три приема:
- I прием -39...49Нּм (4...5 кгсּм);
- II прием - 118... 147 Нּм (12... 15 кгсּм);
- III прием - 216.. .235 Нּм (22...24 кгсּм).
После затяжки повторной операцией проверить требуемый крутящий момент на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность. Нельзя затягивать гайки моментом большим, чем указано, так как это неизбежно приведет к разрушению деталей, а герметичность уплотнения не улучшится.
Притирка клапанов
Перед разборкой головок цилиндров очистить их от масла и нагара и пометить порядковые номера клапанов на торцах тарелок для того, чтобы при сборке установить их на свои места. Для рассухаривания клапанов необходимо головку цилиндров без форсунок, коромысел, осей коромысел и шпилек крепления осей коромысел установить привалочной поверхностью на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов.