Для повышения безотказности и надежности работы тормозной системы проведите один раз в два года принудительную проверку и разбраковку тормозных аппаратов независимо от их технического состояния.
Принудительной разбраковке подлежат: регулятор давления; регуляторы тормозных сил; тормозные камеры типа 20/20; камера тормозная типа 24 (мембрана); двойной защитный клапан; 4-х контурный защитный клапан; ручной тормозной кран; двухсекционный тормозной кран; клапан ограничения давления; клапан ускорительный; клапан управления тормозными механизмами прицепа (по одно-и двухпроводному приводу); кран пневматический.
Принудительно снятые или обнаруженные при контрольной проверке неисправные аппараты должны быть отремонтированы с помощью ремонтных комплектов, проверены на работоспособность и соответствие характеристикам.
Порядок сборки и проверки аппаратов изложен в специальных инструкциях. Их ремонт производится лицами, прошедшими необходимую подготовку.
Полное регулирование тормозного механизма проводите после замены тормозных накладок в следующем порядке:
- выключите стояночную тормозную систему;
- ослабьте гайки крепления осей колодок и сблизьте эксцентрики, повернув оси метками друг к другу. Метки поставлены на наружных торцах осей;
- подайте в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 49... 68,8 кПа (0,5... 0,7 кгс/см2) (нажмите тормозную педаль при наличии воздуха в системе или используйте сжатый воздух из установки). При отсутствии сжатого воздуха выньте палец штока тормозной камеры и, нажимая регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижмите колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики в ту и другую стороны, сцентрируйте колодки относительно барабана, обеспечив плотное прилегание их к барабану. Прилегание колодок к барабану проверяйте щупом через окна в тормозном щитке, расположенные на расстоянии 20... 30 мм от наружных концов накладок. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
- не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок рт проворачивания, надежно затяните гайки осей;
- прекратите подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустите регулировочный рычаг и присоедините шток тормозной камеры;
- поверните оси червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был 20... 30 мм. Убедитесь, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий;
- проверьте вращение барабанов. Они должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок. После указанной регулировки между тормозным барабаном и колодками могут быть следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.
При установке регулятора тормозных сил после замены промежуточного и заднего мостов обратите внимание на то, чтобы регулятор 2 (см. рис. 304) и штанга 4, соединяющая рычаг регулятора с упругим элементом, были установлены вертикально, упругий элемент 5 должен быть в горизонтальном положении (нейтральном). Длина рычага 3 должна соответствовать величине, указанной в табл. 45.
Установив необходимую длину рычага, затяните болт крепления рычага на регуляторе. После установки проверьте выходное давление регулятора тормозных сил. Для этого пневмосистему заполните сжатым воздухом до контрольного давления, равного 637,5 кПа (6,5 кгс/см2). При полностью нажатой педали давление в клапане контрольного вывода Е (см. рис. 287) должно быть 215,8... 245,2 кПа (2,2... 2,5 кгс/см2) (для порожнего автомобиля). Если в клапане вывода Е давление отличается от указанного, то приведите его в соответствие изменением длины вертикальной штанги 4 (см. рис. 304), перемещая ее в резиновой соединительной муфте. Проверьте стабильность выдаваемого регулятором тормозных сил давления, нажимая неоднократно тормозную педаль, после чего затяните хомут на соединительной муфте.
Подняв наконечник упругого элемента на величину статического прогиба подвески, указанную в таблице 45, убедитесь, что давление в тормозных камерах задней тележки стало равно контрольному давлению, т.е. 588,4 кПа (6 кгс/см2); если этого не происходит, откорректируйте длины рычага 3 и штанги 4. При этом помните, что штанга 4 должна входить в соединительную муфту регулятора на глубину не менее 45 мм. Окончательно закрепите все соединения.
При снятии тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором:
- установите ручной тормозной кран в положение «стояночный тормоз»;
- выверните до упора болт механического растормаживания пружинного энергоаккумулятора, убедитесь при этом, что шток тормозной камеры убрался;
- отсоедините проводящие трубопроводы, ослабьте крепление тормозной камеры, отсоедините вилку штока от регулировочного рычага;
- снимите тормозную камеру.
Возможные неисправности пневмопривода тормозных механизмов и способы их устранения
Причина неисправности |
Метод устранения |
1. Ресиверы пневмосистемы незаполняются или заполняются медленно (регулятор давления срабатывает) | |
Повреждение шлангов и трубопроводов |
Замените шланги и трубопроводы |
2. Часто срабатывает регулятор давления при заполненных ресиверах пневмосистемы | |
Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до |
Устраните утечку способами, указанными в п. 1 |
3. Ресиверы пневмосистемы незаполняются (регулятор давления срабатывает) | |
Неправильно отрегулирован регулятор давления |
Отрегулируйте регулятор давления регулировочным винтом, |
4. Не заполняются ресиверы контура III | |
Неисправен двойной защитный клапан |
Замените неисправный клапан |
5. Не заполняются ресиверы 1 и II контуров | |
Неисправен 4-х контурный защитный клапан |
Замените неисправный клапан |
6. Не заполняются ресиверы прицепа (полуприцепа) | |
Неисправность аппаратов управления тормозными |
Замените неисправные аппараты |
7. Давление в ресиверах 1 и II контуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления | |
Неисправен двухстрелочный манометр |
Замените двухстрелочный манометр |
8. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочей тормозной системой при полностью нажатой тормозной педали | |
Значительная утечка сжатого воздуха в магистралях |
Устраните утечку способами, указанными в п. 1 |
9. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля
стояночной, запасной тормозными | |
Неисправны ускорительный клапан, кран управления стояночной
|
Замените неисправный тормозной аппарат |
10. При установке рукоятки крана управления стояночной тормозной системой в горизонтальное положение автомобиль не растормаживается | |
Утечка воздуха из трубопроводов III контура,
из |
Устраните утечку способами, указанными в п. 1 |
11. При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки
без приведения в | |
Неисправен двухсекционный тормозной кран. |
Замените кран. Отрегулируйте привод тормозного крана |
12. Неэффективное торможение прицепа (полуприцепа) или отсутствие
торможения при нажатой тормозной | |
Утечка сжатого воздуха |
Устраните способами, указанными в п. 1 |
13. Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательной тормозной системы | |
Неисправность пневматического крана включения
вспомогательной |
Замените неисправные сборочные единицы и детали. При
неисправности |
14. Тормозные механизмы не растормаживаются при нажатом кране аварийного растормаживания тягача или вытянутой кнопке крана растормаживания прицепа | |
Неисправен 4-х контурный защитный клапан |
Замените 4-х контурный защитный клапан |
15. При нажатии тормозной педали для включения стояночной тормозной системы фонари сигналаторможения не загораются | |
Неисправен датчик вклюения фонарей сигнала торможения аппаратов пневмопривода |
Замените неисправные датчик или аппараты |
16. Наличие значительного количества масла в пневмосистеме | |
Износ поршневых колец компрессора |
Замените компрессор |
17. При торможении тягача вспомогательной тормозной системой прицеп (полуприцеп) не подтормаживается | |
Неисправен пневмоэлектрический датчик включения электромагнитного
клапана тормозной системы прицепа (полуприцепа) |
Замените датчик |