Автомобили КамАЗ, которые не планируется эксплуатировать более трех месяцев, подлежат постановке на хранение
Правилами хранения автомобилей предусмотрены:
- консервация;
- техническое обслуживание в процессе хранения;
- проверка состояния и опробование автомобиля;
- переконсервация;
- замена эксплуатационных материалов.
Объем работ по хранению определяется в зависимости от условий (табл. 63) и видов хранения. Установлены два вида хранения автомобиля:
- кратковременное — до одного года;
- длительное — один год и более.
Таблица 63
Характер |
Содержание коррозионно-а |
Условия размещения |
Категория условий хранения для климата | ||||
Хлориды, мг/м3, |
Сернистый газ, |
тропического | |||||
умеренного |
холодного |
сухого |
влажного | ||||
Сельская: |
не бoлee |
На открытой площадке |
Ж |
Ж |
С |
ОЖ | |
0,02 |
0,3 |
Ж |
Ж |
С |
ОЖ | ||
С |
С |
Л |
Ж | ||||
Л |
Л |
— |
— | ||||
Промышленная |
0,02-2,0 |
0,3-2,0 |
На открытой площадке |
ОЖ |
ОЖ |
ОЖ |
ОЖ |
Ж |
ОЖ |
Ж |
ОЖ | ||||
С |
Ж |
С |
Ж | ||||
Л |
Л |
— |
— | ||||
Морская |
0,02-2,0 |
0,3-2,0 |
На открытой площадке |
ОЖ |
ОЖ |
— |
ОЖ |
ОЖ |
ОЖ |
ОЖ | |||||
Ж |
Ж |
Ж | |||||
Л |
Л |
— |
Примечание. Категории условий хранения: Л — легкая; С — средняя; Ж — жесткая; ОЖ — очень жесткая.
В качестве материалов для консервации следует применять рабоче-консервационные масла, летучие ингибиторы атмосферной коррозии, консервационную смесь топлива, охлаждающую жидкость с трехкомпонентной присадкой, упаковочные средства и другие материалы (табл. 64).
Таблица 64
Материал |
ГОСТ, ТУ |
Назначение |
Присадка АКОР-1 |
ГОСТ15171--78* |
Для консервации внутренних поверхностей двигателя, его агрегатов,
|
Трехкомпонентная присадка: |
ГОСТ 201-76* Е |
Для консервации внутренней поверхности системы охлаждения |
Смазка ПВК |
ГОСТ 19537—83* |
Для наружной консервации металлических неокрашенных поверхностей |
Смазка графитная УСсА |
ГОСТ 3333--80* |
Для смазывания поверхностей глушителя, троса лебедки, листов рессор |
Смазка Литол-24 |
ГОСТ 21150--87* |
Для смазывания штекерных соединений |
Замазка герметизирующая ЗЗК-Зу |
ГОСТ 19538--74* |
Для герметизации атмосферных выводов, предохранительных клапанов |
Лак ПФ-283 (лак 4С) |
ГОСТ 5470--75* |
Для покрытия наружных поверхностей автомобильных шин и резино-технических изделий |
Алюминиевая пудра ПАП-4 |
— |
То же |
Эмаль НЦ-1125 различных цветов |
ГОСТ 7930-73* |
Для окраски поверхностей кузова и кабины |
Эмаль МС-17 черная |
ТУ 6-10-1012—70 |
Для окраски поверхностей узлов годовой части, трансмиссии, рамы |
Уайт-спирит |
ГОСТ 3134-78* |
Для обезжиривания поверхностей перед окраской |
Ткань герметизирующая ТТ |
- |
Для герметизации двигателя, агрегатов трансмиссии, атмосферных выводов аппаратов |
Картон прокладочный непропитанный марки Б |
ГОСТ 9347--74* |
Для установки внутри кабины на ветровые, боковые и задние стекла |
Рабоче-консервационные масла приготовить добавлением к штатному маслу
маслорастворимого ингибитора АКОР-1 (ГОСТ 15171—78*) в количестве 5—10% общего
объема при температуре не выше 60 °С, интенсивно перемешивая до получения
однородной смеси. Во избежание неполного перемешивания не заливать ингибитор в
посуду, не заполненную маслом. Аналогично приготовить консервационную смесь
топлива, добавляя в дизельное топливо АКОР-1 в количестве 2% общего объема
смеси.
При консервации агрегатов трансмиссии можно использовать два
варианта—с применением основного масла ТМ5-12РК или дублирующего ТСп-15К с
ингибитором АКОР-1.
Рабоче-консервационные масла и смазки следует перед
использованием разогреть до температуры 70ºС, не более.
При подготовке автомобилей к хранению необходимо проводить операции, указанные в табл. 65, в дополнение к перечню операций технологического процесса подготовки автомобилей к длительному и кратковременному хранению руководства по хранению автомобильной техники и имущества применительно к автомобилям с дизельным двигателем.
Таблица 65
Номер и содержание операции |
Необходимость выполнения |
Применяемые | |||
длительному |
краткосрочному | ||||
С |
Ж, ОЖ |
С |
Ж, ОЖ | ||
1. Смазать наружные штекерные соединения системы электрооборудования
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Кисть, |
2. Обернуть тканью ТТ или парафинированной бумагой |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ткань ТТ, |
3. Включить первую передачу коробки передач, вывернуть винты
механического |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ключ |
4. Поверхность винтов механического растормаживания смазать
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Кисть, смазка ПВК |
5. Загерметизировать атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы |
+ |
+ |
— |
— |
Ткань ТТ, |
Техническое обслуживание автомобиля КамАЗ в процессе хранения.
Установлены следующие виды технического обслуживания для автомобилей в зависимости от срока хранения:
- кратковременного - ежемесячное и полугодовое;
- длительного - ежемесячное, полугодовое и годовое; проведение регламентированного технического обслуживания через 5—6 лет хранения в зависимости от условий хранения (см. табл. 63).
При каждом техническом обслуживании проводить:
- наружный осмотр;
- очистку поверхностей от пыли, грязи, осадков, продуктов коррозии. При очистке окрашенных поверхностей не допускать протирания их топливом или маслом. Участки, подвергшиеся коррозии, летом необходимо зачистить и подкрасить, зимой — смазать консервационным маслом.
Кроме этого, выполнить следующие работы при ежемесячном ТО:
- проверить положение автомобиля на подставках, сохранность пломб, состояние защитных покрытий, герметизирующих оклеек, давление воздуха в шинах, отсутствие подтеканий топлива, масел и специальных жидкостей, состояние тента, инструмента и принадлежностей;
- техническое обслуживание аккумуляторных батарей, хранящихся на автомобилях и снятых с автомобилей, проводить в сроки и в объеме, указанном в руководстве по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям.
При полугодовом ТО (на автомобилях длительного и кратковременного хранения):
- заполнить бак топливом, соответствующим времени года;
- слить конденсат из ресиверов пневмосистемы.
На автомобилях кратковременного хранения, кроме указанных выше работ, выполнить следующие работы.
- При подготовке к эксплуатации в зимний период:
— заменить летние сорта масел и специальных жидкостей на зимние или всесезонные;
— проверить исправность и подготовить к работе предпусковой подогреватель ЭФУ. - При подготовке к эксплуатации в летний период заменить зимние сорта масел на летние или всесезонные.
При годовом ТО (проводить в теплое время):
- проверить уровень масла в агрегатах трансмиссии;
- проверить состояние масляных, топливных фильтров и воздухоочистителя;
- проверить исправность и работоспособность приборов электрооборудования, предпускового подогревателя, электрофакельного устройства;
- провернуть на 2—3 оборота вывешенные колеса ведущих мостов автомобиля для обновления масляной пленки на поверхностях зубчатых колес;
- слить отстой дизельного топлива в количестве 3—5 л, после чего баки дозаправить;
- пустить двигатель, прогреть его на месте в течение 1 ч, прослушать работу на разных режимах;
- проверить работу всех контрольно-измерительных приборов, исправность рулевого управления, тормозной системы и системы накачки шин, привода лебедки;
- смазать рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения кабины, петли и замки дверей кабины, инструментального ящика, бортов платформы;
- после выполнения указанных работ автомобиль вновь законсервировать.
При РТО обслуживание выполнять согласно инструкции 37.104.04.139—90.
На автомобилях длительного хранения при консервации выполнить следующие работы:
- заправить рабоче-консервационные масла в картер двигателя, автоматическую муфту опережения впрыскивания топлива, картеры ведущих мостов, коробки передач, раздаточной коробки, балансиров задней подвески и редуктора лебедки;
- ввести в охлаждающую жидкость системы охлаждения двигателя противокоррозионную присадку;
- очистить внутренние и наружные поверхности тормозных барабанов, опорные диски, тормозные колодки от продуктов коррозии, окрасить, ступицы заполнить сбежим смазочным материалом. Смазать тонким слоем смазки Литол-24 эксцентриковые оси тормозных колодок, профиль разжимного кулака, оси роликов, наружную и внутреннюю поверхность роликов;
- колесные краны установить в положение "Закрыто".
Выполнить работы по консервации лебедки:
- очистить от грязи и продуктов коррозии тросоукладчик, редуктор, направляющие ролики, механизм отключения, цепь и звездочки; смазать неокрашенные поверхности консервационной смазкой, при необходимости окрасить поверхности деталей и узлов;
- снять огнетушители, проверить массу заряда и при необходимости зарядить;
- пустить двигатель, прогреть и совершить пробег автомобиля на 0,5—1 км с целью нанесения пленки масла на поверхности деталей двигателя и агрегатов трансмиссии и проверки работоспособности тормозных механизмов. Установить автомобиль на место хранения.
Выполнить работы по консервации системы подогрева двигателя:
- слить топливо из бачка подогревателя через запорный краник, краник закрыть, отсоединить топливопровод от запорного краника бачка подогревателя, присоединить к топливопроводу резиновый шлайг, свободный конец которого опустить в сосуд с топливом, содержащим 2% присадки АКОР-1, пустить подогреватель и дать проработать 1,5—2 мин, выключить его, вывернуть электроискровую свечу, смазать резьбовую часть свечи рабочеконсервационным моторным маслом, установить свечу на место; подсоединить топливопровод к запорному кранику, загерметизировать воздухозаборник вентилятора, дренажную трубку, воронку для заливки жидкости и выпускной патрубок.
Выполнить работы по консервации электрофакельного устройства и системы питания двигателя:
- вывернуть свечи ЭФУ, промыть, продуть сжатым воздухом фильтры и жиклеры факельных свечей резьбовую часть свечей смазать мотюрным рабоче-консервационным маслом, установить свечи на место (неисправные свечи заменить), покрыть наконечники электропроводов свечей тонким слоем лака;
- слить топливо из топливных баков и заполнить их дизельным зимним топливом по ГОСТ 305—82 с содержанием серы 0,2% и температурой застывания минус 45 °С, отсоединить топливопровод, отводящий топливо из топливного бака, присоединить к нему резиновый щланг, свободный конец шланга опустить в сосуд с топливом, содержащим присадку АКОР-1, пустить двигатель, дать проработать на этом топливе 7—10 мин, остановить двигатель и убрать емкость, присоединить отсоединенный топливопровод.
Выполнить работы по консервации автоматической муфты опережения впрыскивания
топлива.
Выполнить работы по консервации внутренних поверхностей цилиндров
двигателя, воздухоочистителя и цилиндров компрессора.
При консервации с помощью установки модели 183-М:
- разогреть приготовленное рабоче-консервационное масло до 70—80 °С и залить его в бак установки 183-М;
- установить на трубку пистолета приспособление для консервации внутренних поверхностей цилиндров двигателей;
- подсоединить установку к компрессору;
- пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 70—80 °С, после чего остановить двигатель; провернуть коленчатый вал стартером без подачи топлива для удаления из цилиндров продуктов сгорания;
- поднять кабину автомобиля;
- снять воздухоочиститель;
- отсоединить топливопроводы от форсунок, снять форсунки. Вывернуть пробки клапанов компрессора, вынуть пружины и клапаны;
- включить компрессор установки 183-М и довести давление в баке установки до 400—500 кПа (4— 5 кгс/см2);
- залить по 20—25 мл рабоче-консервационного масла через отверстия клапанов в цилиндры компрессора;
- ввести в цилиндр двигателя через отверстие для форсунки приспособление для консервации. Включить на 7—10 с пистолет установки и провести консервацию внутренних поверхностей цилиндра двигателя. Операцию повторить для всех цилиндров двигателя;
- установить форсунки на место, подсоединить топливопроводы. Поставить на место клапаны и пробки компрессора;
- законсервировать воздухоочиститель:
— вынуть фильтрующий элемент из корпуса воздухоочистителя резьбу шпильки и гайки-барашка крепления фильтрующий элемента смазать защитной смазкой ПВК;
— собрать воздухоочиститель и установить на место; - опустить кабину автомобиля.
При консервации с помощью шприца для жидкой смазки:
- разогреть рабоче-консервационное масло до 70—80 °С;
- выполнить операции 4 — 6, указанные в процессе консервац цилиндров с помощью установки 183-М;
- отсоединить топливопроводы от форсунок, снять форсунки. Вывернуть пробки клапанов компрессора, вынуть пружины клапаны;
- выполнить операцию 9, указанную в процессе консервации цилиндров с помощью установки 183-М;
- залить через отверстие для форсунки в каждый цилиндр 65—75 мл нагретого до температуры 70—80 °С рабоче-консервационного масла;
- установить форсунки на место, подсоединить топливопроводы. Поставить на место клапаны и пробки компрессора, штифтов свечи ЭФУ;
- провернуть стартером коленчатый вал без подачи топлива к форсункам;
- выполнить операции 12 и 13, указанные в техпроцессе консервации цилиндров двигателя с помощью установки 183-М;
- загерметизировать трубу воздухозаборника воздухоочистителя, отверстие под маслоизмерительный стержень, маслозаливную горловину, выпускную трубу глушителя;
- очистить от коррозии поверхности выпускных труб глушите и смазать графитной смазкой;
- снять ремни привода вентилятора, жидкостного насоса и генератора, очистить поверхности шкивов, окрасить шкивы, надеть ремни и отрегулировать натяжение.
Загерметизировать генератор;
- осмотреть провода электрооборудования, удалить с изоляции нефтепродукты; проверить состояние штепсельных разъемов, при необходимости очистить их от грязи и нефтепродуктов;
- протереть и осмотреть шланговые детали, очистить поверхность стяжных хомутов от продуктов коррозии. Резьбовую часть стяжных болтов хомутов смазать консервационной смазкой;.
- рукава защитить согласно ГОСТ 10362—76;
- осмотреть наружные поверхности двигателя, приборов с стемы питания, смазывания, охлаждения, подогрева и пуск топливо- и маслопроводов, топливных баков, очистить от продуктов коррозии и окрасить, неокрашиваемые поверхности смаза консервационной смазкой;
- снять аккумуляторные батареи, очистить их от грязи, протереть и отправить в аккумуляторную для проверки, обслуживания и хранения. Наконечники и выводы стартерных проводов смазать рабоче-консервационным маслом и обернуть парафинированной бумагой, обвязать шпагатом;
- проверить состояние светомаскировочных устройств (СМУ), осветительных и светосигнальных приборов, снять наружные ободки и рассеиватели фонарей, очистить поверхности от пыли, грязи и продуктов коррозии. Заменить неисправные рассеиватели и резиновые (пробковые) уплотнители во всех осветительных приборах исправными. Окрасить внутренние и наружные поверхности корпусов приборов и ободков. Резьбовую часть крепежных и регулировочных винтов смазать рабоче-консервационным маслом. Крышки СМУ фар опустить в нижнее положение. Рассейватели фар, на которые не установлены СМУ, и задние фонари закрыть чехлами из плотной ткани;
- прочистить и загерметизировать атмосферные клапаны картеров агрегатов трансмиссии, предохранительные клапаны, нанести тонкий слой консервационной смазки на наружную поверхность рупора электросигнала, обернуть парафинированной бумагой и обвязать шпагатом.
Загерметизировать атмосферные выводы на тормозных камерах; выходные отверстия тормозного крана и ускорительного клапана, регулятора давления, клапана экстренного растормаживания и клапана управления тормозными системами прицепа закрыть тканью ТТ и загерметизировать замазкой ЗЗК-Зу. Вывернуть винты механического растормаивания пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер, резьбовую часть винтов смазать консервационной смазкой.
Шаровые поверхности поворотных кулаков, шли-цевых участков карданных валов и рабочие поверхности тяг дистанционного управления коробкой передач и раздаточной коробкой, плунжер насоса, штоки гидроцилиндров механизма подъема и опускания кабины и запасного колеса покрыть коцсерва-ционной смазкой. Клапаны бачка насоса подъема и опускания кабины и запасного колеса загерметизировать при помощи ткани ТТ и замазки ЗЗК-Зу. Насос обернуть тканью ТТ и обвязать шпагатом.
Смазать рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения запорного механизма кабины, петли и замки дверей кабины, инструментальных ящиков, бортов платформы, а консервационной смазкой — открытые резьбовые участки соединений.
Удалить воду из бачка, трубопроводов и насоса омывателя, ветровых стекол
кабины, бачок промыть, систему продуть, загерметизировать жиклеры омывателя
замазкой ЗЗК-Зу.
Очистить, вымыть, просушить и припудрить тальком резиновые
коврики, свернуть и уложить их на сиденья, пол кабины (при необходимости)
очистить от грязи, продуктов коррозии и окрасить.
Проверить по описи ЗИП, очистить и смазать рабочие поверхности, окрасить
нерабочие поверхности, уложить на место хранения (сдать на склад).
Установить
внутри кабины на ветровые, боковые и задние стекла белые картонные
щиты.
Снять щетки стеклоочистителя, зеркала заднего вида и уложить в
кабину.
Очистить тент от пыли и грязи.
Вымыть и просушить шины.
Нанести
защитное покрытие на наружные поверхности шин.
Опломбировать автомобиль.
Переконсервация автомобилей
Проводить в случае обнаружения дефектов временной противокоррозионной защиты
при контрольных осмотрах в процессе хранения или по истечении срока действия
временной противокоррозионной защиты.
Переконсервацию и РТО автомобилей
длительного хранения проводить при жесткой или очень жесткой категориях условий
хранения один раз в 4 года, при средней — один раз в 6 лет.
Переконсервацию
совмещать с годовым техническим обслуживанием.
Расконсервация автомобилей (снятие с хранения)
Работу по снятию автомобиля с хранения выполнять в соответствии с операциями технологического процесса, приведенными в руководстве по хранению автомобильной техники и имущества.
При снятии автомобиля с кратковременного хранения дополнительно провести следующие операции:
- ввернуть винты механического растормаживания энергоаккумуляторов тормозных камер задней тележки;
- расконсервировать колпак воздухозаборника.
При снятии автомобиля с длительного хранения дополнительно к операциям, приведенным в руководстве по снятию автомобиля с хранения, в условиях ограниченного времени провести следующие операции:
- ввернуть винты механического растормаживания энергоаккумуляторов тормозных камер задней тележки;
- разгерметизировать атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы;
- расконсервировать колпак воздухозаборника.
Опробование автомобилей последлительного хранения
Установить два вида опробования автомобилей длительного хранения — на месте
хранения пуском двигателя и контрольным пробегом.
Основным видом является
опробование автомобилей на месте. Проводить при годовом техническом обслуживании
автомобилей с целью проверки исправности двигателя, его систем и механизмов и
устранения обнаруженных недостатков. Продолжительность работы двигателя должна
быть в пределах одного часа. Опробование автомобилей контрольным пробегом на
расстояние 25 км проводить при переконсервации автомобиля.